Спорт и физкультура в детском саду

Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания

Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей

Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.

При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Занятия физической культурой:

Образовательная деятельность по физическому развитию предполагает формирование у детей интереса и ценностного отношения к здоровому образу жизни, овладение ими элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. Решение совокупных задач воспитания в рамках данного направления связано с приобщением детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье».

В нашем детском саду охрана и укрепление физического здоровья воспитанников – одна из ключевых задач образовательной и воспитательной деятельности. Решают её как руководитель физического воспитания, так и педагоги (воспитатели и специалисты) через следующие формы воспитательной и образовательной деятельности:
- на занятиях (как в помещении, так и на территории детского сада);
- в ходе режимных моментов (физкультминутки, гимнастика для глаз, подвижные игры, формирование основ здорового образа жизни и т.д.);
- с помощью активного отдыха (досуги, праздники, дни здоровья).

Всегда используется разноуровневый подход, свобода выбора заданий, дети умеют выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию. Все занятия строятся на приемах здоровьесбережения (дыхательные упражнения, самомассаж стоп, ушных раковин, кистей рук, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, ароматерапию, соблюдение СанПиН и т.д.) Такие занятия развивают у моих воспитанников творчество, фантазию, воображение. Герои учат детей преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать самостоятельность, инициативу. Проведение интегрированных занятий в занимательной игровой форме позволяет сделать их интересными, разнообразными, способствует повышению детского интереса к физической культуре, что позволяет не перегружая, способствовать качественной физической подготовке и оздоровлению. 

Следующий вид физкультурного занятия, который используется в работе с дошкольниками –  это занятие в виде эстафет. Они обеспечивают возможность закрепить основные виды движений. Такие занятия способствуют не только укреплению физического, но и психического здоровья дошкольников, улучшают их эмоциональное состояние, что очень важно для современных детей, а также приобщают их к традициям большого спорта.  Воспитывают командный дух.  
      Принцип организации такого занятия достаточно прост. Вводная и заключительная части проводятся в традиционной форме. В течение времени, отведенного для выполнения  основных движений, организуются игры-эстафеты. Такой способ организации деятельности позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможности детям проявить творчество и инициативу. 

Значимое место в системе физического развития дошкольников занимают подвижные игры. Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для  фантазий. В процессе игр дети приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни. 

Невозможно представить жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных увлекательных и шумных спортивных досугов, праздников и развлечений. Они зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного двигательного отдыха детей. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остается в памяти как яркое событие. В течение многих лет приоритетным направлением в деятельности детского сада остается организация взаимодействия с семьями воспитанников. Мы регулярно проводим наши традиционные семейные спортивные праздники. Темы различные: «Стльный, ловкий, смелый», «Космическое путешествие» и т.д.. 

Для реализации задач по сохранению и укреплению здоровья  дошкольников необходимо соблюдение многих условий, одним из которых  является создание развивающей предметно-пространственной среды. Её основными элементами в нашем детском саду являются: физкультурный и музыкальный залы, комплекс «Непоседа», групповые помещения, стадион «Крепыш», прогулочные участки. Построение спортивно-оздоровительного развивающего пространства, включающего необходимость создания насыщенной, трансформируемой,  полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной образовательной среды с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей развития детей, обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию двигательных способностей, овладению разными способами двигательной деятельности.  

Знакомство с элементами спортивных игр, подвижные игры, нетрадиционные занятия,  партнерские взаимоотношения между детьми и руководителем физического воспитания, традиционные семейные спортивные праздники формируют в наших воспитанниках желание играть во дворе, на прогулках, придумывать свои игры.  Яркие насыщенные цвета пособий, физкультурного оборудования, раздаточные предметы приятные на ощупь, в достаточном количестве, вызывают чувство радости, побуждают к активности, а творческий подход руководителя физического воспитания обеспечивает неисчерпаемый интерес дошколят к занятиям спортом.     

Правила проведения занятий
  • Систематичность занятий физкультурой
  • Дозирование числа повторений физических упражнений
  • Постепенность наращивания длительности нагрузок
  • Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
  • Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
  • Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie